Обратная связь

Телефон доверия Губернатора: 8-800-200-71-02

01.jpg

 
Впервые Одоев упоминается в Новгородской летописи в 1380 году в связи с Куликовской битвой. На помощь татарам шли войска литовского князя Ягайло. По дороге они попытались взять штурмом Одоевскую крепость и были задержаны ее защитниками на три дня. А тем временем пришла весть о разгроме орды Мамая, и войско Ягайло вернулось домой, так и не дойдя до Куликова поля.
Основан же город Одоев еще раньше, в середине XIVвека, новосильским князем Романом, который, спасаясь от монголо-татар, перешел жить в Одоев и основал династию удельных князей Одоевских
Княжеский род Одоевских пошел от династии Рюриковичей, от черниговского князя Михаила Всеволодовича, внук которого князь Роман Семенович Новосильский перенес столицу княжества из Новосиля в Одоев и стал первым удельным князем Одоевским.
Находясь на рубеже литовских и русских владений, Одоев не раз становился ареной военных столкновений и переходил из рук в руки. 20 мая 1407 года город был захвачен и сожжен литовцами. Подчиняясь силе, одоевцы признали свое подданство великому князю литовскому Витовту, но 90 лет спустя, по договору, заключенному в 1494 году между Московским государством и Литвой, Одоевское княжество отошло к Москве.
В Одоеве были построены укрепления - город стал одним из форпостов оборонительной системы. Со временем границы нашего государства отодвигались все дальше на юг, и Одоев год за годом терял свое значение города-крепости. Оборонительные сооружения ветшали, разрушались, и к концу XVIII века сохранился только земляной вал.
В самом Одоеве находится городище времени XIV-XVI вв., расположенное на Соборной горке, получившей название по стоявшему здесь некогда Воскресенскому собору. С Соборной горки открывается вид на Упу и находящуюся на противоположном берегу церковь Анастасова монастыря. Сначала деревянный, во второй половине XVII века он становится каменным. В 1669-1675 годах в монастыре строится жемчужина тульского зодчества - Богородице-Рождественская церковь. Монастырь просуществовал до второй половины XVIII века, поддерживаемый вкладами прихожан - и богатыми, и самыми простыми.
По времени создания вслед за Богородицкой идет Никольская церковь в с. Николо-Жупань, относящаяся к концу XVII - началу XVIII вв. Большинство других церквей построены XIX веке. Интересна Покровская церковь в с. Болотском, созданная в 1802-1830гг., по проекту архитектора Бреме.

02.jpg

В XVI-XVII веках из рода князей Одоевских вышли 13 бояр, но уже при Иване Грозном их потомки навсегда покинули город - после смерти замученного по царскому указу Никиты Романовича Одоевского. Перестав быть центром княжества, город постепенно приходит в упадок. В "дозоре" 1645 года о нем говорится: "В Одоеве город ветх, на городе и на башне верхов нет, мост городовой и обламы сгнили и в приход воинских людей к Одоеву по тому городовому мосту наряды устроить и колья и каменья наготовить и людям стоять нельзя. В городе же воды нет. А для воды сделан был из города к Упе реке тайник, и тот тайник сгнил и завалился. Острог в многих местах погнил, да около острога ров засорился и частник и надолбы сгнили. Да острожных две башни от рва вода подмыла..."
В 1777 году Одоев стал уездным центром; в нем насчитывалось 13 улиц и переулков, 17 лавок, 3 соборных церкви и 4 приходских (из них три - каменные); обывательских домов насчитывалось З6, для увеселения мещан действовало 6 питейных заведений в городе и два в уезде. В уездном центре проживало 129 купцов, 548 мещан, 8 мастеровых и 164 пашенных солдата (так назывались военнослужащие, несшие охрану города и за службу наделенные землей). Подсчитывая население того или иного города, надо иметь в виду, что отечественная статистика учитывала только лиц мужского пола. Промышленности фактически не было, если не считать одного солодовенного завода и одну пивоварню. Одоев был городом преимущественно купеческим, из Калуги в Одоев по Упе гоняли барки с пиленым лесом, а обратно их загружали пенькой и разным зерном. Река Упа была полноводна и обильна раками и всякой рыбой - стерлядью, судаками, лещами, голавлями, не считая такой ерунды, как щука, плотва и разная мелочь.
Во второй половине XVIII века в Петербурге была учреждена Комиссия строений - так распорядилась Екатерина II, - которой в 1766 году было поручено составление "регулярных планов" всех городов России. За короткое время Комиссией были разработаны и представлены на утверждение более четырехсот генеральных планов губернских и уездных городов! В их числе оказался и Одоев, "генеральный план" которого был утвержден в 1779 году
Архитектор В. Н. Уклеин отмечает, что план этот, в общих чертах сохранившийся до наших дней, "искусно подчинен топографии местности". Упа и впадающий в нее теперь пересохший ручей Хлевенка ограничивают высокое плато, имеющее форму почти правильного равнобедренного треугольника, на "вершине" которого раньше стояла Одоевская крепость. "Приняв биссектрису угла за основную ось симметричной композиции", авторы плана сделали ее основной улицей города. К югу от места, где стояла крепость, они запроектировали восьмиугольную площадь для размещения "присутственных мест", "прочих казенных строений" и "домов с лавками". От площади расходились три луча, перспективу которых замыкала стоявшая на возвышении Преображенская церковь, к сожалению, не сохранившаяся. В начале XIX века в Одоеве насчитывалось около двух тысяч жителей, семь церквей, семь питейных домов, шесть заводов, в 1838 году здесь была открыта первая в Тульской губернии женская гимназия.
Одним из старых поселений одоевской земли, находящимся в 8 км от Одоева, является с. Филимоново - один из древнейших гончарных и игрушечных центров России, истоки которого восходят еще к неолитической Белевской культуре. По некоторым местным преданиям, художественный промысел получил свое название от основателя деревни гончара Филимона. Из филимоновской глины изготавливали много продукции - разную посуду, игрушки, причем игрушки эти были только свистульки для праздников: зверюшки, птицы, кони, барышни, солдаты многое другое. У барышень в руках букеты цветов или кувшины, а в них спрятаны свистульки. А солдаты держат под мышками гусей, в некоторые тоже можно свистеть.

03.jpg 

Местная глина, имеющая особые свойства, диктовала свои условия, отсюда и удлиненные пропорции фигур. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Пока глина сохнет, игрушку много раз приходится оглаживать, вытягивать, меняются ее пропорции. Роспись игрушек ведется и в наше время не кисточкой , а гусиным пером. Над созданием знаменитой игрушки работали и работают многие поколения мастериц. В 1984 году открыта мастерская по ее изготовлению в Одоеве, делают игрушку и в Туле.
1939 году Одоев, всегда называвшийся городом, а когда-то даже столицей Одоевского княжества, по непонятным причинам был переименован в село, а потом в рабочий поселок. Сегодня здесь живут более шести тысяч человек, и, что нетипично в наши дни, - треть из них дети. Для них в городе есть Художественная школа. А для всех одоевцев - городской духовой оркестр. И чудесный музей. Его создатель и директор Иван Васильевич Папунен, почетный гражданин Одоева, приехал сюда много лет назад из Ленинграда. В музее - макет Одоевской крепости, старые камни и вещи, удивительная керамика - и традиционная филимоновская игрушка. 

НАШИ ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ
Одоевская земля связана с жизнью и деятельностью многих замечательных людей. В с. Архангельское-Дубки вблизи церкви сохранилось надгробие плиты с могилы Дмитрия Васильевича Ухтомского (1717-1775), русского архитектора, мастера русского барокко, который провел здесь последние годы жизни. 
Одоевский уезд - родина Семена Никифоровича Веницеева (1748-1820), государственного деятеля, мецената, переводчика, первого управляющего Тульского театра, Евлогия(в миру Георгиевского Василия Семеновича) (1868-1946), митрополита, церковного и общественного деятеля, Петра Петровича Белоусова (1856-1896), санитарного врача, доктора медицинских наук, создателя Тульского городского парка.
Здесь родился в 1850 году Михаил Алексеевич Поликарпов. Принадлежал он к купеческому сословию и в детских лет любил литературу, стихи, песни. С малых лет интересовался историей Одоевского уезда. Им написаны 28 тетрадей с очерками об истории Одоевского края и стихотворениями. Один из сборников стихов был издан в 1908 году в Петербурге.
В том же 1850 году в Одоеве в семье торговца родился другой именитый поэт Иван Дмитриевич Родионов. 
Грамоту он постигал самостоятельно. А частые ссоры с отцом из-за чтения книг привели к разладу в семье, и в семнадцатилетнем возрасте Иван уехал в Москву. Служил приказчиком в магазине, затем - артельщиком на товарной станции. 
Свое первое стихотворение Родионов опубликовал в 1817 году. Его стихи вошли тогда в сборник "Рассвет". В последующем они не раз появлялись в периодической печати. 
Творчество Ивана Дмитриевича продолжалось не более 10 лет. Цензура, свирепствовавшая тогда, лишала поэта возможности открыто выражать свои мысли. Непосильный труд и нужда рано сели И.Д. Родионова в могилу. В 1881 году он умер от чахотки в Ялте, где и был похоронен. Зато одно из его стихотворений, которое особенно полюбилось русскому народу, стало песней и живет и по сей день под названием "Не корите меня, не браните"...
Одним из наиболее известных одоевских писателей 19 века является Пантелеймон Сергеевич Романов, автор рассказов, повестей, романов, в том числе и автобиографической "Детство" и романа-эпопеи "Русь".Он родился в 1884 году в селе Петровское Одоевского уезда. Учился в г. Белеве, Тульской классической гимназии. Окончил юридическое отделение Московского университета. Часто бывал в с. Яхонтово (ныне Одоевского района) у родственницы, где написал рассказы "Охотник", "Разочарование", "Хорошие места" и др. 
Работал в Одоеве заведующим внешкольным отделом. Потом уехал, но связи с родными местами не терял. В феврале 1937 года Пантелеймон Сергеевич приезжал в Одоев, выступал в районном Доме культуры, где читал собравшимся свои рассказы. 
Умер П. С. Романов в 1938 году 54 лет от роду. Его литературное наследие составило 15 томов...
Eще одно из известных имен принадлежит поэту Николаю Гавриловичу Полетаеву, который родился в Одоеве в 1889 году. 
Семья жила бедно, мать с сыном, чтобы прокормиться, уезжает в Москву. В 9 лет Николай поступает в начальную школу. Особенно хорошо занимался русской словесностью. После начальной школы в 1906 году поступил контролером на железную дорогу. Полетаев - автор целого ряда поэтических сборников: "Стихи"(1919г.), "Песни о соловьях" (1921г.), "Сломанные заборы" (1923г.), "Резкий свет" (1918-1926гг.), "Избранные стихи" (1935г.) и др. Его перу принадлежат также рассказы из быта мелких железнодорожных служащих - "Железнодорожники" (1925г.)
Нынешнему поколению, видимо. более известно имя еще одного нашего земляка - писателя Владимира Дмитриевича Успенского. 
Он родился в Одоеве в 1927 году. С 1944 по 1951 года служил на флоте, принимал участие в Великой Отечественной войне. 
После демобилизации в 1951 году занимался журналистикой и писательской деятельностью. Первая его повесть-очерк называлась "Мастер безмоторного полета". Затем вышли повести "Колокол заговорил вновь", "Отряд вымпел", "Тревожная вахта", "Друг юности", сборники рассказов. Но, пожалуй , наибольшую славу Владимиру Дмитриевичу принесли романы "Неизвестные солдаты" и "Тайный советник вождя". Героической битве за Москву посвящена его книга "За нами Москва"...
Гордость земли Одоевской - ученые: Антонин Иванович Фетисов (1891-1978), методист математики, автор методических книг и учебников; Александр Иванович Шренк(1816-1876), путешественник, ученый; Федот Петрович Филин (1908-1982), языковед, член-корреспондент АН СССР, доктор филологических наук, лауреат Ленинской премии;Илья Никитич Чернопятов (1822-1879), зоотехник, автор научных трудов по сельскому хозяйству; Константин Владимирович Боголепов (1913-1983), геолог, член-корреспондент АН СССР, доктор геолого-минералогических наук, профессор; Николай Васильевич Демидов (1918-1993), профессор, доктор ветеринарных наук, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель Российской Федерации, Герои Советского Союза: Антонов Григорий Сергеевич (1900-1974), Виноградов Алексей Дмитриевич (1919-1944), Грошенков Петр Павлович, дважды Герой Советского Союза Воробьев Иван Алексеевич (1921), Герои Социалистического труда Каширин В.И, Кудинов И.П. и многие другие. 
Мастер филимоновской игрушки
Николай Васильевич Денисов, художник, родился в деревне Шалимово Одоевского района. После окончания Хитровской семилетней школы поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. 
Учась, Николай нередко уходил в мир воспоминаний своего детства. Пред глазами ярко вырисовывались его деревня, родительский дом, Одоевский край. Затем была учеба в Московском полиграфическом институте, участие в выставках живописи, работа над детской игрушкой. 
Живописи его свойственна большая экспрессия, солнечная, радостная палитра. Наиболее ярко и самобытно раскрывается талант художника в его пейзажах и натюрморта, в созданных им куклах. Его работам присущ профессионализм, индивидуальность. Прикоснуться к душе России помогло Денисову родное Филимоново. 
Используя национальные истоки и традиции русского народного искусства, по-своему преломляя эти традиции, Николай Денисов создал полнокровные произведения, насыщенные ярким чувством. 
Николай Васильевич сыграл главную роль в возрождении знаменитого промысла "Филимоновская игрушка". Он связал прошлое с настоящим, вернул к жизни народный промысел Филимоновская игрушка. 
"Да, филимоновская игрушка перевернула все мои творческие планы, мою жизнь. Но такова судьба. И когда встал вопрос - быть или не быть игрушке в родном крае, сердце подсказало, что надо возвращаться. возрождать почти умирающее искусство. И промысел был спасен." 
За этот гражданский подвиг Николаю Васильевичу было присвоено звание "Почетный гражданин Одоева". Традиции одоевских самобытных мастеров успешно продолжают современные мастера филимоновской игрушки и новое поколение – ученики художественного отделения детской школы искусств, которым помогает овладевать секретами мастерства преподаватель школы Константин Николаевич Кехаиди. В 2009 году в Одоеве открылся и действует музей филимоновской игрушки, где представлены работы мастеров всех поколений.

                           

^ Наверх